+18°
Boom metrics
Общество11 апреля 2024 21:00

Закат санитарной авиации Молдовы: Глава Минздрава считает, что срочная помощь тяжелым больным в районах не нужна, хотя миллионы вбухали в строительство вертолетных площадок

Даже своих оснащённых машин «скорой помощи» в районах нет
Вертолёт санавиации больше не прилетит. Фото: Коллаж КП

Вертолёт санавиации больше не прилетит. Фото: Коллаж КП

Как-то очень тихо, без комментариев прошло предложение Минздрава Молдовы о том, чтобы упразднить санитарную авиацию - службу Aviasan - и вообще отказаться от перевозки пациентов по воздуху.

"Система будет упрощена, решать должны врачи, а не министр", – заявила глава Минздрава Алла Немеренко, указав при этом, что "решение уже приняли, посмотрим, как это воспринимают медколлективы».

Главврачи, или как их уже называют сейчас – администраторы больниц, высказываться по этому поводу не спешат. Во-первых, не хотят высовываться. Ведь несмотря на конкурс, согласно которому назначаются руководители медицинских учреждений, всегда побеждает мнение Минздрава. Во-вторых, зачем что-то говорить, если решение уже приняли? По той же причине молчат и врачи, их вообще никто ни о чём не спрашивает. Многие из них соглашаются, что санитарная авиация – не самая дешёвая медицинская услуга, но есть случаи, когда она просто незаменима.

- Если в советское время у нас специализированная медицинская помощь должна была быть приближенной к населению, то сегодня мы ушли на второй план, идём по пути централизации, - говорит врач из Резины Александр Гангал. - Районные больницы стали учреждениями второго сорта. Специалистов не хватает. Кто-то умер, кто-то ушёл, остальных перевели на 0,5 ставки. Молодёжь на такую зарплату к нам не идёт, даже местные молодые специалисты, которые намеревались остаться дома. Поэтому мы с объёмом работ не справляемся, а у нас есть очень тяжёлые больные. Сейчас создают больницы первого уровня, ближайшая от нас - в Оргееве. Вроде всего 60 км, дорога хорошего качества. А если больного нужно срочно отправить из Вулканешт или Бричан в столицу? Иногда, когда мы созваниваемся с Кишинёвом, договариваемся, что нашего пациента примут, то нам присылают реанимобиль. Своих оснащённых машин «скорой помощи» у нас нет. Путь туда и обратно – это потеря драгоценного времени.

Александр Гангал вспоминает, что, когда они были молодыми врачами, тяжёлых больных вертолётом доставляли в Кишинёв, а если они были нетранспортабельными, из столицы прилетали специалисты высокого уровня, корифеи медицины и оперировали прямо на месте. Вертолёт санитарной авиации садился на стадионе. Ныне же вообще наблюдается тенденция, чтобы сложные операции в больницах второго уровня не проводили. А если человек, к примеру, попал в ДТП и нужна помощь сразу нескольких специалистов?

Сейчас же говорится о том, санавиация очень дорого стоит. А кто может оценить жизнь человека? Сколько стоит она? Всё переводится на коммерческую основу и, вертолёт, тоже, наверно, можно будет заказать, но за очень большие деньги.

Врачи из отдалённых районных больниц считают, что поскольку население страны сократилось, в арсенале санитарной авиации хватило бы двух оснащенных вертолётов, ну, или, пусть был бы хотя бы один. В настоящее время Молдова пользуется услугами румынских экипажей SMURD. Недавно был случай, когда 2-месячного малыша доставили из Кишинёва в Яссы. Но, наверно, не выход, каждый раз обращаться за помощью к соседям. А если в нужный момент у них не будет свободных вертолётов?

Собственно, Алла Немеренко в одной из телепередач говорила и на это тему. В эфире программы "Новая неделя с Анатолием Голя" на вопрос, будет ли прилетать вертолет из Румынии в случае принятия решения о ликвидации Aviasan, министр ответила: "Нет, вертолёт из Румынии нам не нужен. Вертолёт будет прилетать только по особым случаям. И он прилетает, если вы заметили, очень редко. И вообще на такие пространства, как Молдова, перелёты вертолётом или другими маленькими самолётами… Игра не стоит свеч".

Конечно, содержать и обслуживать два вертолётных экипажа стоит денег. Но это мизерная сумма по сравнению с покупкой и обслуживанием радаров, танков и прочей военной техники. Кстати, немалые суммы были затрачены для строительства вертолётных площадок. Но они, оказывается, по словам главы Минздрава нужны, и должны быть в любой стране. Но если санитарных вертолётов у нас нет и, по всей вероятности, не будет, то для каких целей нам так необходимы площадки?

Кстати, пока мы мечтаем о вертолётах, выясняется, что у большинства карет скорой помощи превышен срок эксплуатации. В основном машинам 20 и более лет. На их ремонт ежегодно тратится почти 60 млн леев.

Еще в 2022 году министр здравоохранения Алла Немеренко призвала снять с линии все старые машины скорой помощи. Она заявила, что некоторые из них будут немедленно утилизированы.

Еще больше новостей - в Телеграм-канале!

Читайте также:

Предвыборная зачистка: В Молдове устраняют конкурентов перед президентскими выборами самым циничным образом - иначе победы не видать

Предвыборная суета в разгаре, власть решила подготовиться тщательно и заранее (далее...)

Почему «честная» президентка Молдовы Санду делает ставку на мошенников: Это выгодно лично ей и ПАС

Группа примаров из района Хынчешть, представлявшая Европейскую социал-демократическую партию (PSDE, бывшая ДПМ Плахотнюка), объявила о переходе в партию PAS президентки Майи Санду (далее...)

И это народная власть: Граждане Молдовы, чтобы прилететь из Москвы в Кишинев, переплачивают за билет в десять раз дороже

Мой товарищ заплатил 50 тысяч российских рублей (далее...)