+24°
Boom metrics
Экономика14 апреля 2024 21:00

Самая редкая профессия в Молдове: Почему в селе никто не хочет зарабатывать 10 тысяч леев в месяц, при этом получать трехразовое питание и даже параллельно вести свой бизнес

Чем живут сегодня пастухи и почему их катастрофически не хватает - "КП" разбиралась в теме
В Гагаузии раньше проходили массовые соревнования по дойке овец. Сейчас это скорее показательные выступления в рамках аграрного туризма.

В Гагаузии раньше проходили массовые соревнования по дойке овец. Сейчас это скорее показательные выступления в рамках аграрного туризма.

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

По данным Министерства сельского хозяйства, в настоящее время в стране зарегистрировано более 410 000 овец. Эта цифра, конечно, стремится к снижению, но всё-таки овцы по оставшимся пастбищам, ещё гуляют. Пока. Дело в том, что несмотря на приличные для сельской местности зарплаты, желающих заниматься пастушеством с каждым годом становится всё меньше. Сокращается и поголовье коров, особенно в частных хозяйствах.

В каждом регионе и в каждом селе свои расценки за выпас коров. Чем меньше в стаде животных, тем больше оплата за выгул каждой «головы».

Примар села Малиновское Рышканского района Валерий Митрофан рассказывает, что в селе из коров, принадлежащих жителям, формируется два стада. По одну и по другую сторону населённого пункта – не гонять же животных зря, пока есть такая возможность.

- С одним стадом жители уже определились, есть пастух. Между собой они заключают договора, а примэрия, как бы является свидетелем этого акта, - говорит Валерий Митрофан. – Будет ли создано второе стадо, пока не известно. Люди ещё думают, стоит ли платить деньги за выпас или самим где-то привязывать коров. На самом деле, из-за того, что закупочные цены на молоко не повышаются, животных становится всё меньше, людям не выгодно их содержать. Кроме того, селяне с неохотой идут в пастухи, зарплата для села у них приличная, но ответственность большая. Был случай, когда коровы зашли на обработанное химикатами поле и некоторых животных пришлось лечить, за свой счёт. Что касается пастбищ, то у нас они есть, только летом всё выгорает.

Пастушья математика

Удалось пообщаться и самым настоящим, практически потомственным пастухом Василием Жерновым, который подтвердил, что эта профессия становится не популярной.

- Мы все в XXI веке, у молодых людей родители за границей, высылают деньги на айфоны, на машины. Зачем работать, если завтра вышлют и на бензин, и на дискотеку, и на девочек, - говорит Василий Жерновой. - Молодёжь не хочет работать.

- На самом деле труд пастуха не самый лёгкий…

- Но он хорошо оплачен. У нас зарплата до 10 тысяч леев, правда только в течение 9 месяцев в году. В Кишинёве продавцы на рынках по 5 тысяч получают и им тоже не позавидуешь. И, кстати, у нас, как на курорте, всё включено: и завтрак, и обед, и ужин. Люди по очереди приносят нам еду и всё очень вкусно, по-домашнему.

- И всё равно не идут в эту профессию…

- Но у нас же евроинтеграция, молодым стыдно пасти коров и овец. Зато не стыдно, что они наркоманы.

- Чтобы быть чабаном нужно иметь какие-то навыки?

- Я пасу стадо с пяти лет. Всему учился по ходу. Есть сезонные травы, которые для животных могут быть опасны. Мы должны их знать. Должны распознавать первые симптомы разных болезней. Этому в школе не учат, всё приходит с опытом и важно, чтобы рядом был хороший наставник.

- Если корова заболела, кто оплачивает её лечение?

- В зависимости от того, из-за чего она заболела. Если виноват хозяин, он платит за лечение. Если мы что-то упустили, сами оплачиваем услуги ветеринара.

- Сколько сейчас в стаде коров?

- Пока 110. Для сравнения – десять лет назад было 270. У стариков, оставшихся в селе, нет сил ухаживать за животными. Плюс - нужны корма. В сёлах так заведено, что корова, как член семьи. Что ты ешь, то и она.

- У вас есть молодые помощники?

- Самому молодому 25 лет.

- Сбежит наверно…

- Нет, это мой младший брат, он будет постоянно со мной. К нам приходят молодые люди, но так, на пару месяцев или на сезон.

- Наступит ли момент, когда вам не выгодно будет работать?

- Крупный рогатый скот уже идёт в минус. Овцы, козы и кони в какой-то мере себя окупают.

- Сколько платят селяне за содержание разного вида животных?

- За корову, в зависимости от сезона 250-350 леев в месяц, за овцу или козу – 40 леев. Но с козами проще. Овцы часто болеют, на лечение может уйти до тысячи леев, а само животное стоит не больше 1,5 тысяч. Но у меня лично есть 30 овец.

- А сколько всего в отаре, с учётом овец местных жителей?

- Около 150-180.

- Обычно в конце апреля начинается сезон дойки. Это тоже всё на вас?

- 26 апреля я беру у хозяев овец и 26 октября должен вернуть их здоровыми. Плюс, отдаю и полученную брынзу.

- Как хозяин может знать, сколько его овца дала молока?

- В его присутствии мы делаем контрольный замер и высчитываем по специальной таблице. Из литра молока выходит примерно 200 граммов брынзы. Есть много нюансов. Так что чабанам тоже надо знать математику. Не надо считать, что представители нашей профессии не образованы.

- Ещё такой момент: пастбища в селе вроде ещё есть, но летом пасти животных негде, потому что солнце сжигает всю растительность…

- О том, как правильно организовать выпас в жаркую погоду тоже существуют определённые правила. Неправильно весной пасти животных на территориях, где есть влага, их нужно оставить на тот период, когда на улице +45. Сначала надо идти на возвышенности, которые высыхают быстрее. Ещё весной очень выгодно пасти скот на незасеянных полях. И фермеры не против, потому что съедаются все сорняки. А уже потом, когда поля начинают обрабатывать, к полям близко животных лучше не подпускать.

Предки бы не одобрили

На юге Молдовы чабаны всегда были в почёте, а овцеводство считалось чуть ли не главным направлением в животноводстве. В Гагаузии даже проходили соревнования по дойке овец. Сейчас это скорее показательные выступления в рамках аграрного туризма. Но тем не менее, дойку никто не отменял, а этот труд не из самых лёгких.

- Пастух, действительно уже редкая профессия, у нас в хозяйстве пока ещё есть кому заниматься овцами. Зарплаты у чабанов в колхозе около 5 тысяч леев в месяц, плюс натуральные продукты, которые мы выращиваем, - рассказывает председатель колхоза «Победа» Николай Драган (с. Копчак, Чадыр-Лунгский р-н). - В отличии от частного сектора, зарплата у нас круглогодичная. Но в данном случае на проблему надо смотреть шире – у нас негде пасти животных. Нет пастбищ, нет пастухов – это очень печально, потому что наши предки занимались скотоводством и овцеводством, в частности. У нас в селе есть примерно 7-8 отар по 600-700 голов. Но и село у нас большое.

На юге республики тоже разные цены за содержание овец в частных отарах. Цена за одну овцу достигает 60-65 леев в месяц. Если 600 овец, то на четырёх пастухов – по 9-10 тысяч в месяц. В общем, чем больше отара, тем больше зарплата. Но и подоить 150 овец два раза в день, и в будни, и в праздники, не каждый сможет. Потом ещё и брынзу надо сделать.

- В принципе уже есть автоматизированные системы для дойки овец, но никто не спешит вкладывать в них деньги, потому что, как было сказано выше, у нас заканчиваются пастбища, - уточняет Николай Драган. – В селе под выпас животных ранее было выделено более 900 гектаров пастбищ, теперь осталось около ста. Остальное примэрия сдала в аренду. Недоглядел пастух за отарой, зашли овцы на частную территорию – сразу штраф. Кому это интересно.

Вообще, по нормам, к примеру, на одну корову для выпаса положено 0,4 гектара пастбищ. Но кому нужны эти нормы, когда земли, в том числе и пастбища, оказываются в частных руках?

Везде одно и то же

О нехватке пастухов и пастбищ говорят во всех регионах страны.

- На юге Молдовы еще что-то держат, но только не у нас, - признается Валентин Гусаренко, предприниматель из села Тодирешты Ново-Аненского района. – В нашем селе два-три двора держат коров, сами их выводят выгуливать. Молдавский пастух – вымирающая профессия. Пастбищ нет, все захватили, приватизировали, распахали… Еще в Джамане есть заброшенные угодья, там еще что-то держат, а у нас уже нет, все!

Виктор Бешляга, звезда знаменитого фильма «Асса», живет в селе Новое Маловата Дубоссарского района. На левом берегу.

- Нет сегодня в селе пастухов, потому что животноводства больше нет! – рассказывает Виктор Михайлович. – Только позавчера разговаривал с односельчанкой, она держала корову, я покупал у нее молоко, сметану. Продала корову! Трудно содержать скотину, негде ее пасти, много хлопот. Мы живем на левом берегу, на «языке», у нас и земли-то нет.

А раньше – да, держали целые отары. У меня вместе с мамой и сестрой был целый загон овец. Было примерно 15 овец. Практически каждый двор в селе держал коров, овец или коз. А потом людям пришлось порезать всю скотину… Сегодня в селе только два-три человека держат коров или овец. И все! Сегодня молодежь не хочет заниматься животноводством, а старики уже не могут.

В Молдове угробили образование - нет учителей, добили науку - уехали ученые, принялись уничтожать аграрный сектор - исчезли не только агрономы и животноводы, но и пастухи. Но ведь чабан - это не только профессия - это сказка из прошлого нашей страны.

Еще больше новостей - в Телеграм-канале!

Читайте также:

Цены на недвижимость в Кишиневе достигли такого уровня, что даже европейские олигархи не могут себе позволить ее купить: Скачок цен грозит экономической катастрофой

Происходящее может предвещать формирование "пузыря" на рынке недвижимости, что иногда ведет к экономическому обвалу (далее...)

Пробито очередное дно: в Молдове СИБ наделят полномочиями лишать гражданства жителей страны

Это преступление не только с точки зрения законов Молдовы, но и Европейской конвенции о гражданстве российской федерации (далее...)

Башкана Гагаузии могут вот-вот арестовать, но пойдет ли на этот шаг Кишинев?

Комментарий политолога о том, пойдет ли центральная власть на обострение отношений с региональной (далее...)