+11°
Boom metrics
Общество8 марта 2024 23:00

Ошибаются даже великие: Молдавский актёр Михай Волонтир готовился к юбилейной дате в нынешнем 2024 году - надеялся, что к этому времени во власть придут другие правители с иным отношением к людям культуры

Откровения легендарного молдавского актёра, малоизвестные широкой публике
Книга о Михае Волонтире «Откровенно» в книжном магазине Тель-Авива. Фото: книга «Откровенно»

Книга о Михае Волонтире «Откровенно» в книжном магазине Тель-Авива. Фото: книга «Откровенно»

Как-то в тихо в Кишинёве встречают юбилей прославленного актёра, режиссера Михая Волонтира, которого называют достоянием нации. Когда в 2015 году он скончался, в Молдове был объявлен траур. Власти организовали грандиозные похороны, на которых присутствовали первые лица Молдовы. В 2019 году Национальный банк Молдовы выпустил в честь 85-летия со дня его рождения серебряную монету номиналом 50 леев. Собственно, и всё, по большому счёту. «КП» в Молдове недавно писала о том, что могила актера представляет собой жалкое зрелище. Выцветший крест, не ухожена… А ведь этот человек за 57 лет творческой деятельности сыграл более 120 ролей в театре и кино.

Правда, в Бельцах, в городе ставшим для Мастера родным, предусмотрен ряд мероприятий, посвящённых памяти актёра.

Незадолго до юбилея корреспондент «КП» в Молдове связался с двоюродным племянником Михая Волонтира - Валерием Волонтир, известным фотографом и редактором молодежного издания.

- Мы с ним ходили на рыбалку, на охоту, когда он был депутатом Верховного Совета, бывал у него на работе, - вспоминает Валерий Волонтир. Но о работе и творчестве мы редко говорили, всё больше о семье, о жизни. Всё что я мог о нём рассказать, я описал в книге. Теперь её можно прочесть и на русском языке. Эта книга – мое большое интервью с Михаем, сопровождаемое коллекцией его сценических и личных фотографий. Он успел её прочесть и одобрить, но вышла она, когда его уже не стало…

Книга «Мihai Volontir. Inedit» с многочисленными иллюстрациями вышла в 2016 году на румынском языке. Именно это издание заметил в книжном магазине Кишинёва израильский и украинский журналист, переводчик Эдуард Докс. Увидел кумира своей юности и растрогался.

- Я учился в начальных классах, когда на экраны вышел фильм «Цыган». Нам хотелось брать с Будулая пример, мы поражались его смелости, честности, благородству, - вспоминает Э.Докс. - Он был не таким как все. Я зашёл в магазин с целью купить эту книгу, но на русском языке не оказалось. Более того, это был чуть ли не последний экземпляр, который оставался в продаже. Я вышел на автора книги Валерия Волонитра с просьбой дать разрешение на её перевод и издание.

И закрутилось. Однако, нашёлся спонсор, из Бельц. На помощь пришла переводчик, редактор Мария Орган. Было решено, что на русском языке книга будет называться «Откровенно». Там действительно есть много интересных фактов, не известных широкой общественности. В издании на русском языке появилось предисловие, написанное Э.Доксом. Однако немного совестно, что не нашлось гражданина Молдовы, который бы воплотил подобную идею в жизнь. Ведь на самом деле, у нас тоже немало поклонников Михая Волонтира.

Внешне книга практически не отличается от её сестры, вышедшей в 2016 году на румынском языке. Однако качество печати чуть лучше. Для того, чтобы фотографии правильно легли на текст и книжные страницы смотрелись грациозно необходимо было пригласить мастера, владеющего искусством оформления. Им стал дизайнер Вячеслав Поповски, который признался, что, когда выполняет техническую работу, не вдаётся в подробности. Но в данном случае он не только читал, но и перечитывал, узнавал, насколько великим человеком был М.Волонтир и насколько доступно и искренне он раскрывал свои мысли.

Осенью прошлого года презентация книги состоялась в Кишинёве, и у неё выросли крылья. Она добралась до Израиля… А, потом, может быть, долетит и до других стран. Язык общения – русский, доступен всем нашим, помнящим и живущим в разных уголках мира.

В день памяти Михая Волонтира публикуем фрагменты из его последнего большого интервью.

Письма от детей

«Были времена, когда я получал письма ежедневно. Самые прекрасные были от детей из разных сел и городов бывшего Советского Союза. Несколько детей из России просили меня стать их дедушкой. Приехать к ним в гости, чтоб они могли угостить меня молоком и ягодами, ходить вместе на рыбалку и на купание, подарить мне щенка, который играет в футбол. Когда стало известно о моей болезни, получил немало сочувственных писем, в том числе и от детей, которые умоляли меня не умирать, потому что я им дорог. Школа в Псковской области прислала мне крестик из монастыря, куда дети ходили каждое утро молиться за мое здоровье. Вкладывали в конверт и деньги на лекарства. Я не всем ответил, не вложил в каждый конверт свою фотографию. Сожалею и прошу прощения за это».

О любви к природе

«Я часто затаивался под деревом и разучивал песню соловья или какой-нибудь другой птицы, чтобы потом воспроизвести ее мальчикам и девочкам нашей округи. С малых лет я научился любить все, что меня окружало: людей, улочку, на которой жил, село, лес, холмы, речку Чорна. Мне нравилось разговаривать с деревьями, лошадьми, собаками…»

На фоне монастыря Добруша. Неподалеку и по сей день расположено лесничество, где жил и работал лесником отец актера. Фото: книга «Откровенно»

На фоне монастыря Добруша. Неподалеку и по сей день расположено лесничество, где жил и работал лесником отец актера. Фото: книга «Откровенно»

Первая работа

«После того, как пришлось бросить школу в Алчедаре, нужно было устраиваться куда-то на работу, дома положение было тяжелое. В Подойме (Каменский район) мне предложили работать кем-то вроде кладовщика на складе стройматериалов, но я не хотел иметь дело с деньгами и отказался. Сельчанин постарше позвал меня в Рыбницу, на каменный карьер. Весь день я грузил гравий и щебень в запряженную лошадью тележку, а земляк отвозил ее вниз. Обед мой состоял из ломтя хлеба с салом и луком. Ночью спал под какой-то плитой. Было тяжело, все удивлялись, как я, при моем хрупком сложении, выношу такие мучения».

Очень личное: Почему покинул Пэпэуцы, проработав почти два года учителем

«Послевоенный мир жаждал веселья. А мне пирушки были не по вкусу... Было еще кое-что, о чем я никому не рассказывал до сих пор. На эти «вечеринки», как мы их называли, приходил молодой офицер Володя, начальник охраны железнодорожного тоннеля у Матеуц, вместе с женой Ниной – приятные и дружелюбные русские. Володя учил меня ездить на мотоцикле и стрелять из пистолета. На одной из вечеринок Нина, довольно миловидная маленькая женщина, часто приглашала меня на танец, все как-то пытаясь прижаться ко мне. Я не понимал, что это значит. Однажды вечером ее муж сказал, что хочет поговорить со мной.

Ну попал, он меня подозревает в чем-то», – подумал я. На улице офицер положил мне на плечо руку и мягко сказал: «Михай, помоги мне... Во время войны осколок разворотил мне причинное место, а я очень хочу ребенка... Сделай мне ребенка с Ниной...». В том возрасте, 18-19 лет, я был еще застенчивым мальчишкой и уж тем более не хотел оставлять потомство среди чужаков».

Поступление в труппу бельцкого театра

«В первом туре – более шестисот кандидатов. Я заявился с некоторым опозданием, но после прослушивания меня включили во второй тур, на который допустили только 24 человека. В конце осталось 14, включая меня. Был август 1957 года. Это был самый счастливый день в моей жизни. То была моя судьба».

С Виктором Палием в фойе театра в Бельцах. Фото: книга «Откровенно»

С Виктором Палием в фойе театра в Бельцах. Фото: книга «Откровенно»

Дебют в кинематографе

«У меня уже был хороший опыт работы в театре, когда мне предложили сыграть роль Ивана Турбинкэ в фильме Георге Водэ и Влада Иовицэ «Нужен привратник». Я тогда не знал, что такое кино – как оно делается и откуда берется. Прочитав сценарий, я ничего не понял и отказался. Водэ отыскал меня и ходил следом: «Ну давай, Михай, ведь ты сыграл в «Напасти» и порадовал всех»... Меня уговорили и отвели на съемочную площадку.

Тяжелее было в «Десяти зимах за одно лето». В какой-то момент я даже бросил съемки и ушел, но режиссер этой работы Валериу Гаджиу нашел меня и настоял, чтоб я вернулся. После этого я на какое-то время утратил интерес к съемкам».

Будулай остался жить

«В конце четвертой серии по сценарию Будулай должен был умереть. Тогда я попросил режиссера и Анатолия Калинина, автора романа, не «убивать» его, дать ему дальнейшую жизнь».

Отказ от нескольких ролей в кино

«Я отказался и от нескольких ролей в спектаклях, но большей частью в фильмах. Не соглашался по одной причине – это были работы без души. И по сей день не жалею. Хорошо помню один случай... Я вернулся с лечения в Санкт-Петербурге, когда Киевская киностудия предложила мне сыграть роль парня в инвалидной коляске. Я, как только услышал про коляску, отказался, даже не читая сценария, – очень боялся ее, потому как врачи сказали мне на прощание, что если не стану лечиться от диабета, то ноги откажут и я буду передвигаться на коляске... Кто знает, может быть, это был бы хороший фильм...»

Правила охоты

«Полноправным охотником я стал в 1974 году. Научился обращаться с оружием, сдал соответствующий экзамен; кстати говоря, первые правила охоты я знал еще с детских лет – из румынской книги, которая называлась «Правила охоты и просьба зверей». Вот просьба зайца: «Не стреляй в меня, если я в лежке...». Или кабана: «Не стреляй, если я с выводком…». Помню, что и у волчицы была просьба к охотникам, начинавшаяся как-то так: «Я дана Богом...».

На охоте вместе с молодым преподавателем университета Георге Дукой (впоследствии – президент Академии наук Молдовы). Фото: книга «Откровенно»

На охоте вместе с молодым преподавателем университета Георге Дукой (впоследствии – президент Академии наук Молдовы). Фото: книга «Откровенно»

О чудесах

«Я не верю ни в чудеса, ни в летающие тарелки. На самом деле чудо... чудом можно назвать и то, что вот опустился занавес после спектакля, а полный зал стоя долго аплодирует тебе, или вот выключена камера в конце съемок фильма, над которым так много работал; чудо, когда врачи ставят тебя на ноги... Однажды, после нескольких спектаклей, данных в Штефан-Водэ, заместитель руководителя тамошнего района пригласил меня на пасеку в Талмазский лес. Пасечник, общительный и очень приятный человек, видя меня таким усталым, предложил ненадолго прилечь головой под леток активно действующего улья, обещая, что ни одна из пчел меня не ужалит. Через полчаса я проснулся как новорожденный... Это тоже чудо...»

Волнующие вопросы

«То, что в нашей республике разваливаются театры, в том числе имени Василе Александри в Бельцах... У нас нет кинематографа... Несколькими зимами ранее я проходил через село, где дымилось лишь несколько труб, много домов стояло с заколоченными окнами, во дворе увидел дерево – без листьев, но усыпанное красными яблоками. Село едва дышало. Не колядуют теперь, как когда-то. Люди меньше улыбаются, не так дружелюбны, как раньше... Сплетни, ложь...»

Почему перестал водить свою «Волгу»

«Я проехал на этой машине 36 тысяч километров. Как-то ночью моей супруге привиделся Иисус Христос, но, когда она протянула ему горсть с водой, он отвел ее руку и сказал лишь одно: «Болт». На следующий день, когда мы ехали с женой за город, на повороте заклинило руль. Как выяснилось позже, всему виной был болт в переднем мосте автомобиля. После этого я больше не садился за руль».

М. Волонтир с семьей. Фото: книга «Откровенно»

М. Волонтир с семьей. Фото: книга «Откровенно»

Об отношении к нациям

«У меня масса друзей русских. Я люблю всех людей и не разделяю их по национальному признаку. Я не люблю тех, кто называет нас, молдаван, тупыми или дураками».

О юбилее

«Готовлюсь к той дате, что в 2024 году. Надеюсь, что к тому времени во власть придут другие люди с другим отношением к людям культуры».

Еще больше новостей - в Телеграм-канале!

Родительский дом. Фото: книга «Откровенно»

Родительский дом. Фото: книга «Откровенно»